Слава психонавтам!
«А значит — слава Психонавтам!
Слава Пионерам!
Ура — Первопроходцам
Своих одиночных пространств
Своих беспримерных глубин».
«Гражданская Оборона», «Слава психонавтам»
Настоящих героев, которым можно выдавать облегающие трико, плащи и красные трусы, вокруг нас, на самом-то деле, не так мало. Вот и не так много о них говорят, дабы не принизить геройский идеал. Вот и книга Ирис Юханссон об Ирис Юханссон вышла в маленьком издательстве «Теревинф».
Об Ирис я слышал краем уха где-то, но запомнил сразу. Меня всегда интересовали на каком-то поверхностном, но постоянном, уровне люди с психическими отклонениями. Ирис Юханссон один из ведущих специалистов в области детского аутизма. И в первую очередь потому, что она сама была аутичным ребенком.
В книге Ирис подробно описывает свою детство и юность. Сначала, от первого лица, как она чувствовал, переживала и воспринимала окружающий мир. Затем примерно все то же, как бы со стороны, анализируя и подмечая важные моменты.
И самое интересное, это, конечно же, описания «изнутри». Мир, который описывает Ирис поражает. Так обычно описывают галлюцинации, приходящие к человеку под воздействием ЛСД, но ведь младенца не заподозришь в пристрастии к «аптеке». И вот тогда на вопрос смотришь с другой стороны, что тот же ЛСД дарит человеку не навязанные галлюцинации, не химеры, но, действительно, перемещает его настройки на другой уровень восприятия, имеющий такое же полное право на существование, как и наша «объективная» реальность. Слова, звуки, человеческое тепло — все это в мире Ирис имеет четкие визуальные образы. Люди говорят и вместе с шумом появляются объемные цветные образы сказанного ими, вещи имеют «ауры», и даже не только вещи, но понятия. И в эти «ауры» Ирис может проникать, контактировать с ними, считывая информацию, понимая что же это такое посредством чувственно-интеллектуального, а не привычного нам абстрактного интеллектуального опыта. Сама Ирис находится в неком жемчужном коконе — безопасном личном пространстве, вторжение в которое тут же приводит к вспышке-истерике. Ирис подробно описывает логику своих поступков. Так она причиняет боль окружающим для того, чтобы вызвать сильные эмоции и крики, которые в ее восприятии визуализированны и тем и занимают ее.
Во «взгляде со стороны», Ирис рассказывает не менее интересные вещи, о том, как ее учили адаптироваться к «нормальному» миру. О том, как для нее не существовало абстрактных понятий (справедливость, время, и т.д. и т.п.), и как приходилось все постигать посредством выполнения множества четких алгоритмов. «Моя мама всегда считала, что я самый невоспитанный человек на свете, и, я думаю, это правда. Я не воспринимала никакую информацию насчет правил поведения, пока я не стала достаточно большой и это не осело в моем сознании. [...] У меня нет такого здравого смысла, который мне подсказывает, и я не знаю, где его взять. Для меня все, что происходит, таково, каково оно есть. Если человек потом придумывает систему классификации, событие, исходя из этой классификации, может оцениваться как справедливое или несправедливое, но это имеет значение только, когда существует классификация». Ирис и сейчас использует ежедневник, в котором все точно прописано вперед. Это, как отмечает госпожа Юханссон, нервирует некоторых ее друзей, ведь, конечно, неприятно быть другом, но в расписании, но иначе она не может. Если событие не описано и не указано, что оно произойдет в будущем — значит его не существует. Так что никаких сюрпризов или спонтанных встреч.
Конечно, есть и неприятные вещи, о которых думаешь, перенося опыт Ирис на российские реалии. Во-первых, то отношение, которая получала девочка, когда учителя трудились с ней лишние часы, чтобы она сдала необходимый школьный минимум (правда, попадались и те, кто просто считал девчонку глупой и несносной). Во-вторых, отсутствие у нас достаточного числа центров, работающих с детьми-аутами. (К счастью, в последнее время тихонько, очень помаленьку, но ситуация эта улучшается.)
Помимо основной истории в книге есть и очень интересные описания привычного быта шведской деревни 20-го века, где выросла Ирис. То, как деревня не довольно быстро развивается, не отставая от города, но оставаясь аграрной, а не индустриальной. И интереснейшие персонажи из ее жизни, такие как ее отец — интуитивно понявший, что неладно с дочерью и сам, на ходу, выдумавший удачные методики ее обучения, вхождения с нею в контакт (а когда я увидел в книге его фотографию, то даже и не удивился — со снимка смотрело очень доброе и красивое лицо). Или бабушка Эмма, которая находила с внучкой контакт не вербальным образом, и как-то совсем естественно.
Такая книга, как «Особое детство» особенно сильное дает почувствовать какая же это вселенная — человек.
Есть правда у книги и недостатки. Несмотря на небольшой объем (150 страниц) читать нужно дозировано, т.к. написано не то, чтобы местами нудно, но детальное, со многими повторениями, однообразное повествование не очень легко воспринимается. Так же, как мне показалось, Ирис не так уж сильно описывает свой чувственный опыт аутичного состояния, слишком сильно концентрируюсь на ярких и интригующих визуальных образах.
Однако несомненно это достаточно интересная книга, помогающая, как в щелочку, заглянуть туда, куда мы практически не имеем возможность заглянуть. Поэтому — очень советую.
Читать книгу Ирис Юханссон: